"Гепард" подводный охотник. Бесшумная «Щука-Б Командиры подводных лодок проекта 971 барс

С давних пор являются основной ударной силой нашего флота и средством противодействия потенциальному противнику. Причина этого проста: с авианосцами у нашей страны исторически не сложилось, зато ракеты, пущенные из-под воды, гарантированно могут поразить любую точку на земном шаре. Именно поэтому еще в Советском Союзе придавалось огромное значение разработке и созданию новых типов субмарин. В свое время настоящим прорывом стал проект 971, в рамках которого создавались многоцелевые малошумные корабли.

Новые «Щуки»

В 1976 году было принято решение о проектировании и постройке новых субмарин. Задание было поручено небезызвестному предприятию «Малахит», на который всегда рассчитывал атомный флот страны. Особенность нового проекта в том, что при его разработке были полностью использованы наработки по «Барракудам», а потому стадия эскизного проектирования и многие расчеты были пропущены, что существенно удешевило сам проект и ускорило проводимые в его рамках работы.

В отличие от «предков» семейства 945, проект 971, по предложению инженеров из Комсомольска-на-Амуре, не предполагал использования титана в производстве корпусов. Это было связано не только с огромной стоимостью и дефицитом этого металла, но и с чудовищной трудоемкостью работ с ним. Фактически потянуть подобный проект мог только «Севмаш», мощности которого и так были полностью загружены. На стапели уже были отправлены первые комплектующие… как разведкой были предоставлены сведения о новой американской подлодке типа «Лос-Анджелес». Из-за этого проект 971 был срочно отправлен на доработку.

Уже в 1980 году она была полностью завершена. Еще одной особенностью новых «Щук» было то, что большая часть работ по их проектированию и созданию велась в Комсомольске-на-Амуре. До того тихоокеанские верфи находились на положении «бедного родственника» и выполняли только функции ведомых.

Прочие особенности проекта

Мало кто знает об этом историческом факте, но в самом начале 80-х годов наша страна приобрела у Японии продукцию Toshiba - особо точные станки для обработки металла, которые позволяли делать новые винты, производящие при работе минимум шума. Сама сделка была особо секретной, но США, к тому времени практически «колонизировавшие» Японию, узнали о ней почти сразу. В результате компания «Тошиба» даже попала под экономические санкции.

Благодаря винтам и некоторым другим особенностям конструкции, проект 971 отличала поразительная тишина плавания. Во многом это заслуга академика А. Н. Крылова, который несколько лет работал над понижением шумности субмарин, будучи задействован еще в создании «Барракуд». Усилия заслуженного академика и целого коллектива возглавляемого им НИИ не остались без вознаграждения: лодки проекта 971 «Щука-Б» шумели в несколько раз меньше новейшего американского «Лос-Анджелеса».

Назначение новых подлодок

Новые субмарины были способны достойно встретить любого противника, так как их ударное вооружение и его разнообразие поражало даже видавших виды мореманов. Все дело в том, что «Щуки-Б» должны были уничтожать надводные и подводные суда, вести постановку мин, проводить разведывательные и диверсионные рейды, участвовать в специальных операциях… Словом, делать все, чтобы оправдать характеристику «многоцелевая подлодка проекта 971 «Щука-Б»».

Новаторские решения и идеи

Как мы и говорили, первоначальную конструкцию подводных лодок этого типа пришлось заметно подкорректировать. Единственным слабым звеном наших субмарин в сравнении с их американскими аналогами стало отсутствие цифрового комплекса фильтрации помех. Но по общим боевым характеристикам новые «Щуки» их все равно сильно превосходили. Например, на их вооружении стояли новейшие противокорабельные ракеты «Гранат», позволявшие в случае необходимости сильно проредить любую надводную корабельную группировку противника.

Но уже после «доработки напильником» в 1980 году «Щуки» все же получили цифровой комплекс обработки помех «Скат-3», а также новейшие системы наведения, которые допускали использование самых совершенных крылатых ракет. Впервые была достигнута средств управления боем и самим вооружением, была массово внедрена в конструкцию особая всплывающая капсула для спасения всего экипажа, которая была успешно апробирована еще на «Барракудах».

Конструктивные особенности

Как и все основные субмарины СССР такого класса, подлодки проекта 971 использовали ставшую классической двухкорпусную схему. Впервые в истории «подводного» судостроения был широко использован опыт блочного сочленения фрагментов субмарины, что позволило выполнить большую часть работ в комфортных условиях цеха. Широко использовались также зональные блоки оборудования, которые после завершения монтажа просто соединялись с централизованными шинами передачи данных.

Как удалось снизить уровень шума?

Помимо особых винтов, о которых мы уже неоднократно упоминали, используются особые системы амортизации. Во-первых, все механизмы установлены на специальных «фундаментах». Во-вторых, каждый зональный блок имеет еще одну систему амортизации. Такая схема позволила не только значительно снизить объемы генерируемых подлодкой шумов, но и дополнительно защитить экипаж и технику подлодки от действия ударных волн, образующихся при взрывах глубинных бомб. Так что наш флот, подводные лодки для которого практически всегда являлись основной ударной силой, получил весомый «аргумент» для сдерживания потенциального противника.

Как и все современные субмарины, «Щуки» имеют развитое килевое оперение с выдающимся булем, в котором размещается буксируемая антенна радиолокационного комплекса. Особенность оперения этих лодок в том, что оно сделано как бы единым целым с силовыми элементами основного корпуса. Все это сделано ради того, чтобы максимально минимизировать количество завихрений. Последние могут вывести на след судна гидроакустиков противника. Эти меры дали свои законные плоды: «Щуки» считаются самыми малозаметными подводными судами на сегодняшний день.

Размеры субмарины и экипаж

Надводное водоизмещение корабля составляет 8140 тонн, подводное - 10 500 тонн. Максимальная длина корпуса составляет 110,3 м, ширина не превышает 13,6 м. Среднестатистическая осадка в надводном положении приближается к десяти метрам.

За счет того что в конструкции лодки массово применены различные решения по комплексной автоматизации управления ей, экипаж удалось сократить до 73 человек в сравнении с американскими 143 членами экипажа (на «Лос-Анжелесе»). Если сравнивать новые «Щуки» с предыдущими разновидностями этого семейства, то были значительно улучшены условия жизни и работы экипажа. За счет сокращения численности последнего также появилась возможность расположить людей в двух наиболее защищенных отсеках (жилых).

Силовая установка

Сердцем корабля является реактор мощностью 190 мВт. Имеет в составе четыре парогенератора и одну турбину, средства управления и механизации которой многократно дублированы. Мощность, выдаваемая на вал, составляет 50 000 л. с. Винт - семилопастной, с особым сечением лопастей и уменьшенной скоростью вращения. Максимальная скорость корабля под водой, если переводить в понятные «сухопутным» значения, превышает 60 км/ч! Проще говоря, лодка может двигаться в плотной среде быстрее многих спортивных яхт, не говоря уже о тяжелых боевых кораблях. Все дело в том, что корпуса лодок разрабатывались целым «батальоном» академиков, имеющих многочисленные работы в сфере гидродинамики.

Средства обнаружения кораблей противника

Настоящей изюминкой новой «Щуки» являлся комплекс МГК-540 «Скат-3». Он умеет не только отсеивать помехи, но и самостоятельно засекать пеленг шумов от винтов любого корабля. Кроме того, «Скат» может быть использован в качестве обычного гидролокатора при прохождении незнакомых фарватеров. Дальность обнаружения подлодок противника выросла в три раза по сравнению с субмаринами предшествующих поколений. Помимо этого, «Скат» значительно быстрее определяет характеристики преследуемых целей и выдает прогноз по времени боевого соприкосновения.

Уникальной особенностью любой подлодки проекта 971 является установка, позволяющая обнаружить любой надводный корабль по оставляемому им кильватерному следу. Аппаратура вычисляет расходящиеся от него волны даже спустя несколько часов после прохождения судна в этом квадрате, что дает возможность скрытного слежения за корабельными группировками противника на безопасном от них удалении.

Характеристики вооружения

Основной ударной силой являются четыре ракетно-торпедных аппарата калибра 533 мм. Но куда более внушительно выглядят еще четыре установки калибра 650 мм ТА. Всего на борту субмарины может находиться до 40 ракет и/или торпед. «Щука» может вести огонь ракетами «Гранат», а также «Шквалами», одинаково эффективными в подводном и надводном положениях. Разумеется, есть возможность стрелять обычными торпедами и выпускать из торпедных аппаратов автоматические мины, которые самостоятельно ставятся в боевое положение.

Кроме того, с помощью этой субмарины можно выставлять и обычные минные заграждения. Так что ассортимент средств поражения очень широк. При запуске крылатых ракет их наведение и сопровождение происходят в полностью автоматическом режиме, не отвлекая внимание экипажа от выполнения других боевых задач. Увы, но в 1989 году, после заключения крайне невыгодных для нашей страны соглашений с американцами, подводные лодки проекта 971 выходят на боевое дежурство без «Гранатов» и «Вихрей», так как эти средства поражения могут нести ядерный заряд.

Значимость «Щук» для отечественного кораблестроения

Как мы и говорили, эти субмарины стали первым самостоятельным проектом верфей Дальнего Востока, которые впервые получили государственный заказ такой сложности и важности. Лодка К-284, ставшая флагманом серии, была заложена в 1980 году и уже через четыре года поступила на вооружение флота. Во время постройки в конструкцию оперативно вносились мелкие исправления, которые были штатно использованы при создании всех последующих субмарин.

Уже в процессе первых испытаний моряки и члены Министерства обороны были в восторге от того, насколько малошумной оказалась подводная лодка. Эти показатели были настолько хороши, что позволили с полной уверенностью говорить о выходе советского кораблестроения на принципиально новый уровень. С этим оказались вполне согласны западные военные советники, которые признали «Щуки» оружием нового класса и присвоили им шифр Akula.

Благодаря своим особенностям подводные лодки проекта 971 могут преодолевать глубокоэшелонированную противолодочную оборону, оборудованную стандартными средствами акустического обнаружения. Учитывая мощное вооружение, субмарина вполне может постоять за себя даже в случае своего обнаружения.

Даже в зоне господства противника тихие и незаметные АПЛ проекта 971 могут наносить врагу чувствительные потери, вплоть до обстрела прибрежных целей средствами ядерного уничтожения. «Щукам» вполне по плечу надводные и подводные корабли, а также уничтожение стратегически важных командных центров, пусть даже расположенных на значительном удалении от прибрежной зоны.

Значение проекта «Щука-Б» для нашей страны

Появление АПЛ проекта 971 спутало американцам все карты. До этого они вполне справедливо считали свои наступательные надводные силы сильнейшими в мире, а Советский флот, который имел значительно меньше надводных кораблей, их экспертами оценивался довольно низко. «Щуки» же вышли на совершенно новый уровень игры. Они могут спокойно работать даже в глубоком тылу противника, заходя за линии противолодочной обороны. В случае полномасштабной войны от ядерного удара из-под воды не застрахован ни один командный центр, а уж о полномасштабной перерезке морских путей сообщения и говорить не стоит.

Любая наступательная операция потенциального противника в таких условиях превращается в аналог танца на а уж о внезапности нападения можно забыть. Руководство США «Щуки» (особенно модернизированные) сильно беспокоят. Уже в 2000 годах они неоднократно предпринимали попытки пробить законодательно договор о сильном ограничении их использования, но интересы РФ к подобным «взаимовыгодным» соглашениям не располагают.

Модификации и дальнейшее развитие проекта

Впоследствии «Щука» (проект 971) неоднократно улучшалась, особенно в части гидролокационной малозаметности. Особенно отличаются от прочих суда «Вепрь» и «Дракон», построенные по индивидуальному проекту 971У. Их сразу заметно по измененным обводам корпуса. Последний был удлинен сразу на четыре метра, что позволило штатно разместить дополнительное оборудование для пеленгации и применять новые конструктивные решения, направленные на снижение уровня шумности. Более чем на полторы тонны возросло водоизмещение в надводном и подводном положениях.

Значительно изменилась и силовая установка, которую питает реактор модели ОК-650Б3. Изменения были настолько очевидны, что новая атомная многоцелевая подводная лодка в зарубежных СМИ сразу была окрещена Improved Akula. По тому же проекту должны были построить еще четыре субмарины, но в итоге на верфях были заложены и созданы только две из них. Первая из них, К-335 «Гепард», вообще была построена по спецпроекту 971М, который предусматривал использование в конструкции новейших достижений радиоэлектронной промышленности.

Эта лодка вообще стала для западных военных моряков известна как Akula II, так как ее отличия от базового проекта были разительны. Вторая достроенная субмарина, она же К-152 «Нерпа», также создавалась по особому проекту 971И, изначально предназначаясь для передачи в аренду ВМС Индии. В основном «Нерпа» отличается от своих «собратьев» максимально упрощенной радиоэлектронной начинкой, в которой нет секретных комплектующих.

Преемственность поколений

Изначально все лодки этой серии имели только индекс, не обозначаясь именами собственными. Но в 1990 году К-317 получила имя «Пантера». Оно было дано в честь субмарины еще Российской Империи, которая первой открыла боевой счет. В дальнейшем «именинницей» стала АПЛ «Тигр» проекта 971. Вскоре все подводные лодки этого семейства также получили имена собственные, перекликающиеся с обозначениями кораблей, бывших в составе Императорского и Советского ВМФ. Единственное исключение, которое имеет проект 971, «Кузбасс». Ранее это судно именовалось «Морж». Сперва его назвали в честь одной из первых подлодок Империи, но впоследствии почтили память советских моряков.

Но наиболее значимыми стали АПЛ, выпущенные на Севмаше. Вся их серия получила кодовое наименование «Барс». За это все субмарины проекта получили на западе прозвище «кошки».

«Полубоевая» работа

Во время агрессии НАТО по отношению к Сербии в 1996 году К-461 «Волк» несла боевое дежурство в Средиземном море. Американские гидроакустики сумели засечь ее месторасположение во время прохождения Гибралтарского пролива, но наши подводники сумели от них уйти. Повторно обнаружить «Волка» удалось только непосредственно у берегов Югославии. В этом боевом походе АПЛ прикрывала отечественный авианосец «Адмирал Кузнецов» от потенциальных агрессивных действий «западных партнеров». В это же время «Волк» проводил скрытное слежение за шестью АПЛ НАТО, в числе которых была одна лодка «конкурирующего» типа «Лос-Анджелес».

В том же году еще одна «Щука-Б», находившаяся под командованием А. В. Буриличева, несла боевое дежурство в водах Атлантики. Там экипаж обнаружил ПЛАРБ ВМС США, а затем скрытно сопровождала корабль на всем протяжении его боевого дежурства. Если бы дело было в условиях войны, американский ракетоносец пошел бы ко дну. Командование все это отлично понимало, а потому Буриличев сразу после «командировки» получил звание Героя Российской Федерации. Это еще одно свидетельство высоких боевых качеств и скрытности любой лодки проекта 971.

О случаях аппендицита в море…

В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».

Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у

Современное положение дел

В настоящее время все субмарины этой серии находятся в строю, служат в составе Тихоокеанского и Упомянутая выше «Нерпа» находится на службе в и, по условиям контракта, пробудет там до 2018 года. Возможно, что после этого индусы предпочтут продлить контракт, так как ими высоко оцениваются боевые качества российской субмарины.

К слову говоря, в индийском флоте «Нерпу» назвали Chakra. Интересно, что ранее точно такое же имя носила лодка 670 «Скат», которая также на условиях лизинга прослужила Индии в промежутке от 1988 до 1992 года. Все служившие там матросы стали настоящими профессионалами своего дела, а некоторые офицеры с первой «Чакры» уже успели дослужиться до адмиралов. Как бы там ни было, но российские «Щуки» сегодня активно используются в нелегком деле несения боевого дежурства и служат одним из гарантов государственного суверенитета нашей страны.

Сегодня, когда флот начинает постепенно восстанавливаться после 90-х годов, уже идут разговоры о том, что атомные подводные лодки пятого поколения должны базироваться именно на разработках проекта 971, так как суда этой серии успели неоднократно доказать свою перспективность. Сами же «Щуки» соответствуют по своим параметрам субмаринам четвертого поколения. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что они неоднократно обманывали гидроакустическую систему обнаружения SOSUS, которая в свое время создавала немало проблем советским морякам.

Основные ТТХ АПЛ пр.971:

АПЛ "Тигр", пр. 971 Размеры: 110 х 14 х 9 м
Водоизмещение: 8.140 / 12.770 т
АЭУ: реактор ОК-650Б (190 мВт), 1 турбина мощностью 43.000 л.с.
Скорость: надводная 11,6/ подводная 30 узлов
Грубина погружения рабочая: 520 м
Грубина погружения максимальная: 600 м
Автономность: 100 суток
Экипаж: 73 человека
Вооружение: 4 х 533-мм ТА, 4 х 650-мм ТА (28 ракет, торпед или мин)
Серия:
К-284 "Акула" (1984)
К-263 "Дельфин" (1985)
К-322 "Кашалот" (1986)
К-391 "Братск" (1987)
К-331 "Нарвал" (1989)
К-419 "Морж" (1992)
К-267 "Дракон" (1996)
К-480 "Барс" (1989)
К-317 "Пантера" (1990)
К-461 "Волк" (1992)
К-157 "Вепрь" (1996)
К-328 "Леопард" (1993)
К-154 "Тигр" (1994)
К-335 "Гепард" (1998)
К-337 "Кугуар" (2001)
К-333 "Рысь" (2001)
К-152 "Нерпа" (2002)

Многоцелевые АПЛ, проект 971 "Щука-Б"

Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок третьего поколения в июле 1976 г. было принято решение создать на базе "горьковского" проекта 945 новую, более дешевую АЛЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали.
Поэтому разработка корабля, получившего проектный номер 971 и шифр "Щука-Б", велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования. Особенностью новой АПЛ, разработка которой была поручена ленинградскому СКБ "Малахит", было значительное, приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой второго поколения, снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива СКБ (где в начале 70-х гг. разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова. Усилия создателей корабля увенчались успехом: по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог - многоцелевую АПЛ третьего поколения "Лос-Анджелес".
АПЛ проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и корабль проекта 945, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения. Технический проект "Щуки-Б" был утвержден 13 сентября 1977 г. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью "подтянуть" технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках третьего поколения (тип "Лос-Анджелес") был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой "вводной", обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами "Гранат".
В ходе доработки, завершившейся в 1980 г., лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет.
В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре - главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры (которая успешно прошла проверку на лодках 705-го проекта). Подводная лодка 971 -го проекта относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Амортизация существенно уменьшает акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж: и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах. Кроме того, блочная компоновка позволила рационализировать процесс строительства корабля:
монтаж оборудования был перенесен из стесненных условий отсека непосредственно в цех, на доступный со всех сторон зональный блок. После завершения монтажа зональный блок "закатывается" в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.
На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый зональный блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе, 31 офицера) , что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа "Лос-Анджелес" (141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новом корабле несколько улучшены и условия обитаемости.
Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б (190 мВт) с четырьмя парогенераторами (по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура) и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу - 50 000 л. с. Установлены два турбогенератора переменного тока. Для потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя. Лодка оснащена семилопастным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.
В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и вспомогательные средства движения - два подруливающих устройства с гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 410 л. с., обеспечивающие скорость движения порядка 5 узлов и служащие также для маневрирования на ограниченных акваториях.
На борту корабля имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей.
Гидроакустический комплекс МГК-503 "Скат-КС" с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении (размеры контейнера значительно больше, чем на АПЛ проекта 671РТМ). Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника).
На корабле установлен навигационный комплекс "Медведица-971", а также комплекс радиосвязи "Молния-М" с системой космической связи "Симфония" и буксируемой антенной.
Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре - 650-миллиметровых ТА (суммарный боекомплект - более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 - калибром 533 мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами "Гранат", подводными ракетами и ракето-торпедами "Шквал", "Водопад" и "Ветер"), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами "Гранат" осуществляется специальным аппаратным комплексом.
В 90-х гг. на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная "НИИ морской теплотехники" и ГНПП "Регион". Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде ТЭСТ-71М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К.
В то же время на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением - ракето-торпеды "Шквал" и "Водопад" с СБЧ, а также КР типа "Гранат".
Головной атомоход 971-го проекта - К-284 - был заложен на берегах Амура в 1980 г. и вступил в строй 30 декабря 1984 г. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12- 15дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой "тихой" отечественной лодки предшествующего поколения - 671РТМ. По натовской классификации новые АПЛ получили обозначение Akula.
После первых "просто Акул" появились корабли, названные на Западе Improved Akula (вероятно, к их числу были отнесены лодки северодвинской постройки, а также последние "комсомольские" корабли). По сравнению со своими предшественниками они имели скрытность лучшую, чем у усовершенствованных лодок типа "Лос-Анджелес" (SSN-688-I) ВМС США.
В 1996 г. в строй вступил подводный крейсер "Вепрь", построенный в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, он имел новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю "начинку". Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971-го проекта) назвали Akula-2.
По данным военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированного "Барса" имеет вставку длиной 4 м. Дополнительный тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку "активными" системами снижения вибрации энергетической установки, практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 "Сивулф".
Высокая скрытность и боевая устойчивость дают "Барсам" возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение "Барсов" позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.
По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре "Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы" (Долгопрудный, 1995 г.), даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцевого моря в зимний период (вероятность их возникновения составляет 0,03) АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа "Лос-Анджелес" с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе Мирового океана обнаружить "Барс" гидроакустическими средствами практически невозможно.
Уместно привести характеристику подводным лодкам 971-го проекта, данную видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США: "Появление подводных лодок типа Akula, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось". Спустя несколько лет, в 1994 г., стало известно, что этот разрыв устранен полностью.
По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5- 7 узлов шумность лодок типа Improved Akula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles.
По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 г. у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.
Появление уже после окончания "холодной войны" в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 г. этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:
- потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
- установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
- оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.
К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация "Гринпис", активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность). С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.

Массовая серия атомных лодок третьего поколения со сниженной шумностью и многофункциональным комплексом вооружения.

Относятся к атомным лодкам третьего поколения, поступали на флот с 1984 года на замену своих предшественников (в основном семейства лодок ). Всего было построено 15 таких лодок, в данный момент в строю находится 12, одна передана Индии в аренду.

Создание лодки запущено летом 1976 года, в сентябре 1977 года был готов технический проект, который дорабатывался до 1980 года. В 1983 году заложили первую лодку серии. Разработчик — ленинградское СКБ-143 «Малахит». Главный конструктор Георгий Чернышев.

При проектировании этого типа субмарин особое внимание уделялось малошумности. Замеренные акустические параметры проекта 971 стали очень неприятным сюрпризом для американцев, привыкших к тому, что российские субмарины сильно шумят. Для снижения шумности пришлось пойти на целый ряд ухищрений — например, Советский Союз в обход плотного экспортного контроля Запада ввез металлообрабатывающие центры японской корпорации Toshiba, на которых потом делались винты для этих лодок.

Конструкция лодки — двухкорпусная, стандартная для советского флота, материал — высокопрочная сталь (конкурент — лодка проекта 945 — строилась из титановых сплавов, что удорожало производство и усложняло технологию).

Водоизмещение надводное свыше 8000 тонн, подводное — около 13000 тонн. Рабочая глубина погружения 480−520 метров для разных версий проекта. Экипаж 73 человека.

Установлена боевая информационная система «Омнимбус», с ней сопряжен гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» и навигационный комплекс «Симфония-У» .

Вооружение — восемь носовых торпедных аппаратов (четыре калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм). Боекомплект до 40 ракет, ракетоторпед или торпед, из них 12 — калибра 650 мм (торпед типа 65−76, ракет 86Р противолодочного комплекса РПК-7 «Ветер»). В калибре 533 мм лодка могла применять торпеды типа УГСТ и УСЭТ-80 , ракеты типа «Шквал», противолодочные ракеты типа 83Р комплекса РПК-6 «Водопад», а также стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат».

Часть лодок оснащена 533-мм пусковыми установками РЭПС-324 «Шлагбаум» для средств гидроакустического противодействия — станций активных помех, имитирующих акустический портрет лодки. Также на части лодок установлены средства СОКС — станция обнаружения МНК-200−1 «Тукан», позволяющая обнаруживать по кильватерному следу корабли и подводные лодки противника.

Одна из заложенных при Советском Союзе лодок — К-152 «Нерпа» — была достроена по проекта 971И «Ирбис» и передана в аренду Индии. Экспортный вариант «Щук-Б» лишен некоторых критически важных систем, в т. ч. ракет «Гранат» и аппаратуры СОКС, базовые системы загрублены в экспортном исполнении. В данный момент подписано соглашение о достройке по этому проекту с последующей передачей Индии еще одной лодки — т. н. «заказа 519» (степень готовности около 60 процентов).

В данный момент лодки этого типа отправляются на модернизацию. Во время планируемой модернизации лодки российского флота, насколько можно судить по открытым источникам, субмаринам полностью заменят бортовое радиоэлектронное оборудование, а также изменят систему вооружения, в частности, оснастят субмарины новым универсальным ракетным комплексом «Калибр-ПЛ» , позволяющим применять противокорабельные ракеты, противолодочные ракеты и ракеты для нанесения ударов по наземным целям.

МОСКВА, 8 сен — РИА Новости, Андрей Станавов. Атомная подводная лодка Тихоокеанского флота "Кузбасс" сегодня уничтожила торпедами отряд кораблей условного противника, сообщает пресс-служба Восточного военного округа. Разработанные КБ "Малахит" корабли проекта 971 "Щука-Б" сегодня являются самыми многочисленными в ВМФ многоцелевыми атомными субмаринами — в составе Северного и Тихоокеанского флотов числится более 10 таких подлодок. Базируются они в бухте Ягельная и в поселке Рыбачий.

Несмотря на то что первый корабль серии вступил в строй еще в далеком 1984 году, "Щуки" до сих пор остаются сверхэффективным подводным оружием, с помощью которого можно нейтрализовать целый вражеский флот. По классификации НАТО лодкам присвоены обозначения Akula и Akula-2 (более поздние версии). Несколько субмарин проекта 971 сейчас проходят модернизацию, которая вплотную приблизит их по боевым возможностями к АПЛ 4-го поколения "Ясень". О том, за какие заслуги американское издание National Interest включило "Щуки" в список пяти самых опасных вооружений России и чем может быть чревата встреча с ними в открытом море, — в материале РИА Новости.

Российская атомная подводная лодка проекта 971 "Щука-Б"

Мы ее потеряли, сэр!

Беспрецедентная малошумность — фирменная отличительная черта АПЛ проекта "Щука-Б". Достичь этого конструкторам удалось благодаря системе двухкаскадной амортизации — все "шумящие" внутренние механизмы установлены на амортизированных фундаментах, блоки и агрегаты отделены от корпуса лодки специальными резинокордными пневматическими амортизаторами. Плюс ко всему принятый на вооружение в 1996 году усовершенствованный "Вепрь" уже был оснащен активными системами уменьшения вибрации энергоустановки, из-за чего лодка стала еще тише. В НАТО ее прозвали Akula-2.

По расчетам инженеров МФТИ, даже при самых благоприятных гидрологических условиях "Щуки" могут обнаруживаться американскими лодками типа Los Angeles на дальности не более 10 километров, а при неблагоприятных — найти их современными средствами гидроакустики невозможно. В ВМС США отмечали, что на скоростях 5-7 узлов русские субмарины шумят меньше их собственных наиболее совершенных АПЛ типа Improved Los Angeles. Рыскавшие у берегов стран НАТО "Щуки" не раз становились причиной скандальных заголовков в западных СМИ.

Как ранее отмечал начальник оперативного отдела ВМС США адмирал Джереми Бурда, американские корабли во время контакта с АПЛ Akula-2 у Восточного побережья США оказались не в состоянии ее сопровождать на оперативных скоростях менее 6-9 узлов. По оценке адмирала, улучшенная Akula-2 третьего поколения по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.

Интересно, что проникновение в глубины Мирового океана стаи бесшумных российских лодок настолько встревожило Запад, что в 1991 году эта тема обсуждалась в конгрессе США. Американские законодатели хотели потребовать от России "раскрыть карты" подводного кораблестроения, ограничить количество многоцелевых субмарин и даже были готовы выделить деньги на переоборудование российских верфей под строительство гражданской морской техники.

Вооружена и очень опасна

При том что "Щуки" вычислить в океане весьма проблематично для противника, сами они все "видят" и "слышат" очень хорошо. Вместе с традиционной гидроакустической станцией на борту субмарин установлена уникальная, не имеющая аналогов в мире аппаратура поиска надводных кораблей и подлодок по кильватерному следу. Причем высокочувствительные приборы позволяют распознать след подлодки даже спустя несколько часов после ее прохождения.

Как и положено многоцелевому боевому кораблю, "Щука-Б" вооружена до зубов и даже в одиночку способна натворить дел при встрече с конвоем противника. Внушительный боезапас и восемь торпедных аппаратов (четыре калибра 533 миллиметра и четыре — 650 миллиметров) позволяют ей качественно отрабатывать цели с помощью целого арсенала торпед, крылатых и подводных ракет. Кроме того, лодка умеет ставить мины.

Несмотря на то что, по советско-американским договорам 1989 года, из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены ядерные ракеты-торпеды "Шквал" и "Водопад", субмарина проекта 971 даже обычным оружием способна эффективно охотиться на авианосцы, эсминцы, подводные лодки и наземные объекты противника.

Ранее сообщалось , что после модернизации "Щук" до версии 971М на них будут базироваться крылатые ракеты "Калибр-ПЛ" с возможностью старта из-под воды. Эти ракеты уже отлично себя зарекомендовали и приобрели мировую известность — в декабре 2015 года дизельная лодка Б-237 "Ростов-на-Дону" впервые нанесла ими мощный удар по позициям боевиков в Сирии.

Вторая щучья жизнь

Из кораблей проекта 971 модернизацию в Центре судоремонта "Звездочка" сейчас проходят субмарины К-328 "Леопард", К-461 "Волк", К-391 "Братск" и К-295 "Самара". Ожидается, что первым в строй в 2018 году вернется обновленный "Леопард". Кроме "Калибров", он получит современный радиоэлектронный комплекс, систему навигации и усовершенствованную гидроакустическую станцию, позволяющую "услышать" корабли противника еще на большей, чем прежде, дистанции.

Как ранее заявил в интервью "Российской газете" руководитель Центра судоремонта "Звездочка" Николай Калистратов, технический потенциал, закладываемый при
модернизации кораблей проекта "Щука-Б", будет сопоставим с многоцелевыми АПЛ четвертого поколения "Ясень" конструкторского бюро "Малахит".

"Щуки" настолько хороши, что за рубежом. В 2004 году ВМС Индии планировали получить от России в аренду две такие лодки. Проект уже был согласован с кабмином Индии, но тем не менее в 2007 году новый кабинет министров принял решение реализовать опцион только на одну АПЛ, получившую название Chakra.

Решение о разработке массовой серии многоцелевых подводных лодок третьего поколения в нашей стране было принято в июле 1976 года. Проектированием субмарины занималось конструкторское бюро СКБ-143 (впоследствии СПМБМ «Малахит»). До 1997 года работами руководил главный конструктор Г.Н. Чернышев, после его смерти – Ю.И. Фарафонтов. Техническое задание было оставлено таким же, как у «горьковского» проекта 945 «Барракуда», и проектирование корабля, получившего проектный номер 971 и шифр «Щука-Б», велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось делать не из титана, а из стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно российское предприятие, «Севмаш». В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 г. технический проект был утвержден, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.

Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась на заводе в Комсомольске-на-Амуре, что было весьма необычно, ведь в строительстве подводного флота, за исключением проекта 659 первого поколения, который строился только на Дальнем Востоке – тихоокеанским верфям отводилась всегда ведомая роль.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность советских субмарин. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате получившегося скандала США даже ввели экономические санкции против японской компании.

Особенностью новой АПЛ «Щука-Б», было значительное (приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой 2-го поколения) снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива «Малахит» (где в начале 1970-х годов разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.

Усилия создателей корабля увенчались успехом, по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог – многоцелевую АПЛ 3-го поколения «Лос-Анджелес».

Подводная лодка проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и прототип, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения.

Технический проект «Щуки-Б» был утвержден 13 сентября 1977 года. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью «подтянуть» технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках 3-го поколения (тип «Лос-Анджелес») был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой «вводной», обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами «Гранат».

В ходе доработки, завершившейся в 1980 году, лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками «Скат-3», а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет. В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре – главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры на весь экипаж (которая успешно прошла проверку на титановых лодках 705-го проекта).

Субмарина пр. 971 имеет классическую двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен из высококачественной легированной стали. Для упрощения монтажа оборудования лодка спроектирована с использованием зональных блоков, что позволило перенести значительный объем работ из стесненных условий отсеков подлодки непосредственно в цех. После завершения монтажа зональный блок «закатывается» в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем. Используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того, каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. Кроме снижения общей шумности АПЛ, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж. Лодка имеет развитое вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором находится буксируемая антенна гидроакустической станции. Особенностью проекта является плавно сопряженное соединение хвостового оперения с корпусом. Это сделано для уменьшения гидродинамических завихрений, создающих дополнительный шум.

Водоизмещение корабля составило: надводное 8140 тонн, подводное 10500 тонн. Длина наибольшая 110,3 м, ширина 13,6 м, осадка средняя 9,68 м.

За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе 31 офицер), что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» (141 человек). По сравнению с АПЛ предыдущего проекта 671РТМ «Щука» на новом корабле были улучшены также условия обитаемости. Весь экипаж размещен во 2-м жилом отсеке в каютах. В остальных отсеках личный состав несет вахту и выполняет свои служебные обязанности.

Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа мощностью 190 мВт с четырьмя парогенераторами и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу – 50 000 л. с.

Лодка оснащена семилопастным гребным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. Полная скорость подводного хода составляет 33 узла, т.е. субмарина при желании может мчаться под водой со скоростью свыше 60 км/ч!

Гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. Дальность обнаружения целей посредством нового комплекса возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках 2-го поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели.

Кроме гидроакустических систем, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу. Установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след в океанской среде спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника.

Ракето-торпедный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре – 650 мм ТА, суммарный боекомплект – более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 – калибра 533 мм. Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами «Гранат», подводными ракетами и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад» и «Ветер»), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами «Гранат» осуществляется специальным аппаратным комплексом.

Однако, на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением – то есть ракето-торпеды «Шквал» и «Водопад», а также КР типа «Гранат».

«Щука-Б» стала первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а не в Северодвинске или Ленинграде, что свидетельствовало о возросшем уровне развития кораблестроения на Дальнем Востоке. Головной атомоход 971 проекта – К-284 – был заложен на берегах Амура в 1980 году и вступил в строй 30 декабря 1984 года.

Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12–15 дБ (то есть в 4–4,5 раза) оказался ниже шумности самой «тихой» отечественной лодки предшествующего поколения – проекта 671РТМ, что давало основания говорить о выходе нашей страны в мировые лидеры по этому важнейшему показателю подводного кораблестроения. На западе новые советские субмарины были быстро классифицированы как подводные лодки следующего поколения, им присвоили шифр «Akula».

Высокая скрытность и боевая устойчивость дают лодкам пр. 971 возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение кораблей проекта 971 позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты стратегическими крылатыми ракетами.

Появление кораблей со столь высоким боевым потенциалом изменило ситуацию и заставило ВМС США считаться с возможностью серьезного противодействия со стороны Российского флота даже в условиях полного превосходства американских наступательных сил. Подводные лодки пр. 971 могут атаковать как сами ударные группировки ВМС США, так и их тылы, включая береговые центры управления, пункты базирования и снабжения, как бы далеко они не находились. Скрытные, а потому недосягаемые для противника, АПЛ 971-го проекта превращают потенциальную войну на океанских просторах в подобие наступления через минное поле, где всякая попытка продвинуться вперед грозит незримой, но реальной опасностью.

Появление уже после окончания «холодной войны» в составе Российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 году этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:

Потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;

Установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;

Оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.

Как говорится, комментарии излишни.

Позднее проект 971 несколько раз усовершенствовался: субмарины «Леопард», «Тигр» и «Морж» создавались с улучшенной акустической скрытностью. А вот последующие лодки «Вепрь» и «Дракон» построены по значительно усовершенствованному проекту 971У. Эти субмарины имеют слегка измененные внешние обводы из-за дополнительной вставки, удлинившей корпус на 4 метра, с 110,3 м до 114,3 м, и позволившей разместить дополнительное радиоэлектронное оборудование и оборудование для активного подавления шума и вибраций от энергетической установки. Водоизмещение возросло с 8140/10500 т до 9830/12390 т. Лодки также получили новую модификацию реактора – ОК-650Б3. В некоторых западных изданиях им даже присвоили шифр «Improved Akula». По проекту 971У должны были быть построены также «Нерпа», «Гепард», «Рысь» и «Кугуар». Но К-335 «Гепард» строилась по вновь созданному модернизированному проекту 971М, ставшему воплощением последних технических достижений. Западные специалисты окрестили их «Akula II», совершенно справедливо отметив значительные изменения по сравнению с базовым вариантом. Подводная лодка К-152 «Нерпа» достраивалась по особому проекту 971И для передачи в аренду ВМС Индии. Модификация 971И была создана на основе 971У и отличается в основном экспортным, несекретным вариантом радиоэлектронного оснащения.

Первоначально все «Щуки-Б» традиционно для ВМФ несли только тактические номера, но 10 октября 1990 года главнокомандующий ВМФ СССР В.Н. Чернавин издал указ о присвоении К-317 имени «Пантера» в честь подводной лодки, открывшей в 1919 г. боевой счет российских подводников. В дальнейшем все лодки получили имена собственные, перекликающиеся с именами дореволюционных российских подводных лодок. «Щуки-Б», выпущенные на Севмаше получили имена лодок типа «Барс», которые являлись самой удачной и многочисленной серией российских субмарин начала XX века. За эти имена проект 971 на флоте прозвали «кошачьей серией».

Во время военной акции войск США в Сербии в 1996 году подводная лодка К-461 «Волк» осуществляла боевую службу в Средиземном море. Она была обнаружена противолодочными службами НАТО при прохождении Гибралтара, однако через некоторое время контакт с лодкой был потерян, и обнаружилась она только у берегов Югославии. «Волк» осуществлял защиту ТАВКР «Адмирал Кузнецов» от подводных лодок потенциального противника. За время боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской ударной АПЛ типа «Лос-Анджелес».

В том же году другая «Щука-Б» с экипажем под командованием капитана 1 ранга А.В. Буриличева, находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила ПЛАРБ ВМС США и скрытно наблюдала за ее выходом в боевое патрулирование. Конечно же, в случае боевых действий ничего не подозревающий американский ракетоносец был бы немедленно уничтожен. После того похода командиру экипажа было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Проект 971 относится к третьему поколению подводных лодок, основными признаками которого являются сниженный уровень шумов и усовершенствованные средства обнаружения. В сравнении с другими лодками третьего поколения, «Щука-Б» превосходит все аналогичные проекты как по скрытности, так и по вооруженности. Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом – американским проектом «Improved Los Angeles», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». Так, адмирал Дж. Бурда, являвшийся начальником оперативного штаба ВМС США в 1994–1996 годах отмечал, что американские корабли оказались не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов, то есть по малошумности лодки проекта 971 фактически соответствуют параметрам лодок четвертого поколения. «Кошачья серия» способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS, создавшую в свое время много проблем советским подводникам.

29 февраля 1996 г. произошел беспрецедентный случай. Во время учений флота НАТО после успешно выполненного задания по обнаружению субмарин условного противника, на связь с британскими кораблями неожиданно вышла никем ранее не обнаруженная российская субмарина. А вскоре прямо в середине ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка, опознанная британскими моряками как проект 971 «Щука-Б». По сообщению ее командира один из членов экипажа лодки нуждался в срочной медицинской помощи из-за острого приступа аппендицита, для чего и было принято решение о помощи от западных коллег. Больной подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолетом типа «Линкс» его отправили в госпиталь. Британская пресса широко освещала этот случай, а газета «Таймс» отметила, что это была яркая демонстрация незаметности российских подводных лодок. Но самое главное – британские моряки тогда ошиблись: перед ними была «Щука» проекта 671РТМК (то есть лодка поколения 2+), а не «Щука-Б»!

Все достроенные лодки проекта 971, кроме трех, находятся в строю и входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов с базированием на губу Ягельная (СФ) и в поселке Рыбачий (ТОФ). Строительство двух из четырех недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа», была спущена на воду и в 2008 году состоялась ее сдача в лизинг ВМС Индии сроком на 10 лет (). Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» получила название «Chakra». Ранее это имя носила советская субмарина К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988-1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов.

В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Они достаточно активно используются для несения боевой службы.