Какие птицы остаются зимовать в россии. Самые известные перелетные птицы Птичка зимой

Из курса школьной программы каждому из нас известно, что птицы - это теплокровные яйцекладущие животные с покровом из перьев, который защищает их от неблагоприятных условий внешней среды.

В среднем, температура птиц составляет приблизительно 41 градус Цельсия и они спокойно могут пережить даже суровые российские морозы, однако большинство птиц улетают в теплые края. Так с чем же это связано?

Птицы по типу миграции делят на 2 вида:

  1. Перелетные (улетают на юг);
  2. Зимующие (этот вид делится на 2 подвида: кочующие и оседлые).

В холодное время года важным фактором жизни пернатых становится пища. Поэтому перелетные птицы, такие как:

  • Грачи, ласточки, пеструшки - улетают на зимовку в Африку.
  • Кулики - в Новую Зеландию.
  • Грачи, скворцы, утки - улетают в Европу.
  • Чечевица и овсяник - в Юго-Восточную Азию.

Так кто же эти храбрые птицы, которые ведут оседлый образ жизни?

Список зимующих оседлых птиц:

  • Воробей


Самая известная птичка, небольших размеров, остается на территории страны круглый год, не боясь морозов. Воробей - это постоянный спутник человека, пожалуй, не найдется ни одного города на Земле, где вы не смогли бы увидеть эту птицу. Внешний облик однообразен и легко узнаваем: воробьи имеют невзрачный коричневый окрас, маленькие глазки-бусинки и длиной тела до 18 см.

  • Голубь

Эта птица из семейства голубиных, насчитывает более 150 видов. Сизый или городской голубь - вид птицы, который мы видим на улице каждый день. Пернатые, обитающие в черте города, зимуют на чердаках домов, в сараях, в вентиляции и т.д. Городские птицы разнообразны по своей окраске: от светлого до темно-сизого цвета.

  • Ворона

Вороны очень хитрые, умные и осмотрительные животные, которые легко приспосабливаются к внешним условиям. Эти птицы обитают только в стаях, перелетая с место на место в поисках пищи. Средняя длина серой вороны, городского жителя - до 50 см с чёрными: головой, крыльями и хвостом и серым туловищем. Вороны — это всеядные птицы.

  • Клест

Эта птица обитает в основном в хвойных лесах. Принадлежит к семейству вьюрковых. Основной рацион клеста складывается из семян хвойных шишек. Эта птица немного крупнее воробья с узкими длинными крыльями. Основная особенность клеста - это строение клюва: надклювье и подклювье скрещиваются и выдаются по разные стороны.

  • Снегирь


Птица семейства вьюрковых, знакомая всем, благодаря красному «брюшку». Интересный факт, что снегирей легко отличить, самцы имеют ярко-красное оперение на груди, а самки - розово-серую окраску. По размеру птица не на много крупнее воробья, с плотным и крепким телом.

Снегирь обладает уникальным голосом, который не похож ни на одну птицу. Снегири обитают и зимуют исключительно в лесах. Однако снегири не редкие гости в городских парках или скверах.

Мы перечислили лишь несколько видов птиц.

Этот список можно дополнить такими птицами, как: Галка, Свиристель, Московка, Сорока, Сойка, Щегол, Поползень, Дятел и Чиж.

Оседлые птицы не совершают дальних миграций. Как правило, зимующие птицы обитают стаями, находя пропитания в городах рядом с человеком. В основном рационом оседлых видов состоит из семян растений, зерен, ягод, падали и бытовых отходов человека.

Многие птицы не могут долгое время найти себе пропитание из-за снежных сугробов или ледяной корки, и теряют до 20 % собственного веса или могут вовсе погибнуть.

В холода, помочь птицам выжить может только человек. Не поленитесь и установите кормушку на окне или рядом с домом, наполнив ее овсяными хлопьями, семенами подсолнечника или мака. Многие птицы охотно клюют свиное сало или говяжий жир.

Не лишними в кормушке будут: различные не соленые орехи, крупа, сушеные ягоды и плоды, еловые шишки и крошки подсушенного белого хлеба.

Как известно у птиц высокая температура тела, около 41 градуса, они могут поддерживать жизнедеятельность зимой, но из-за недостатка пищи им приходится улетать в теплые края. Но есть определенный вид, которые остаются у нас зимовать – оседлые птицы.

Самым ярким представителем этого типа является Воробей.

Воробьи – очень умные и смелые птицы. Они остаются в России круглый год, не боятся крупных и шумных городов. Они всегда обитают недалеко от людей и в безлюдных местах их не найти. Эти птицы

не любят надолго покидать свои гнездовья и не редко они возвращаются в свои старые гнезда, свитые очень давно.

Синичка московка.

Синица московка – самый маленький представитель этого семейства. Её главное отличие от других видов - это прекрасный голос, пение не раздражает и успокаивает. Обитает на всей территории России. Московки селятся в основном в еловых и сосновых лесах, где наиболее заметны в период большого урожая шишек.

Снегирь.

Снегири – распространены во всей Европе. Всегда обитает недалеко от своего гнездовья, в стаях по 5-10 птиц. Чем сильнее мороз тем спокойнее ведет себя стая, выходя только сорвать ягоду или почку дерева. Самцы – красногрудые красавцы, в отличие от самок, у которых грудка окрашена в сероватый цвет. Снегири очень умные птицы, никогда не оставят своего товарища, который попал в беду или ловушку.

Клёст.

Клёст в основном обитает в урожайных, хвойных лесах. Питается семенами из шишки, где много смолы, которую он очень любит. Птичка является крупным представителем оседлых птиц с узкими и длинными крыльями. Главная особенность клёста - это клюв, сложенный крестиком, помогающий при добыче пищи и отгибании веточек при строительстве гнезда.

Сойка.

Сойка – обитает в разнообразных лесах, без особых предпочтений. Её можно узнать по рыжеватому окрасу, белой голове (на которой при опасности вскакивает маленький хохолок) и черным усам. Любит гнездиться в старых деревьях в перелесках и различных парках. Сойку многие называют «лесным полицейским», потому что она заранее предупреждает лесных обитателей о приближении человека к их стае.

Чиж.

Чиж – очень застенчивая птица, любит маскироваться в лесу. При желании вы не сможете отыскать эту маленькую зеленовато-сероватую птичку с робким характером. Перекликаются между собой особым писком, за что и получил свое название «Чиж». Так же известны как хорошо приспосабливающиеся к домашним условиям, умеют переносить неволю и становятся ручными

Свиристель.

Свиристель – легко узнаваема, благодаря хохолку на голове и пятнышку на горле. Имеет очень мягкое оперение с розовым окрасом и желтым хвостиком. Свое название получила из-за очень громкого пения, похожее на звучание свирели. Главное лакомство зимой у этого представителя пернатых – это рябина. Не редко когда стая свиристелей опустошают целые кустарники этих ягод.

Поползень.

Поползень, несмотря на свое название, совсем не ползает, а наоборот бегает. Единственная птица, которая может передвигаться по веточкам в любых направлениях, даже снизу вверх. Очень любознательная – любит засовывать свой клюв в каждую щелку, надеясь увидеть и забрать там какое-нибудь зернышко. В своем гнезде всегда хранит очень много провизии, известны случаи когда в их жилищах находится более двух килограммов еды. «Запасливость – легкий способ пережить любой мороз» - главный девиз Поползня.

Пищуха.

Пищуха – похожа на маленького, летающего мышонка с белым пузиком, который летает и пищит. Любит гнездиться в полуразвалившихся дуплах деревьев. Не редко можно увидеть эту птичку в парках, садах и лесах, в которых она очень помогает, избавляя их от вредных насекомых.

Остаются в родных краях, а перелетные меняют ареал в зависимости от времени года. С приходом холодов сокращается кормовая база, поэтому пернатые летят в регионы с теплой зимой и доступной пищей. Среди насекомоядных видов, больше перелетных птиц, чем среди зерноядных. Весной они возвращаются на обжитые места, чтобы вывести птенцов. Миграция птиц может происходить как на близкие, так и на дальние расстояния.

Грач

Единственная перелетная птица из семейства Вороновых. Самка и самец обустраивают гнездо на верхушках деревьев. Грачи , они питаются семенами растений, дождевыми червями, майскими хрущами. Небольшой процент рациона составляют и мелкие . Перелет в теплые края приходится на октябрь. Грачи - это ранние птицы, которые возвращаются в родные места в марте. Ученые заметили, что в некоторых регионах они начала вести оседлый образ жизни.

Горихвостка

Крошечная птица с рыжим хвостом обитает в смешанных лесах, а также садах и парках. Питаются эти пернатые мухами, жуками, мелкими гусеницами и комарами. Горихвостка перелетает в ранней осенью, а на прежнее место возвращается в мае.

Дрозд певчий

Эти представители орнитофауны облюбовали леса с густым подлеском. Своими трелями самцы привлекают самок. Их рацион состоит из насекомых и лесных ягод. Осенью дрозд певчий отлетает на запад Европы и север Африки. Сроки прилета зависят от погодных условий. Пернатые возвращаются на обжитые места не позднее первой декады апреля.

Дубонос

Птица отличается плотным телосложением и массивным клювом. Дубоносы вьют гнезда в кронах деревьев. находится в широколиственных лесах, садах и рощах. Основной пищей являются косточки и семена плодово-ягодных растений. Отлет приходится на начало сентября.

Жаворонок полевой

Птица, которая по размерам чуть больше воробья, обитает в полях, и на сопках. Жаворонки устраивают гнезда прямо на земле, посреди сельских угодий. Питаются насекомыми и семенами. Вид зимует на юге Европы, куда перелетает в середине сентября. Жаворонки полевые массово возвращаются к местам обитания в марте, когда еще не сошел снег. Они питаются прошлогодними семенами, которые отыскивают на прогретых солнцем местах.

Зяблик

Маленькая птица известна своими раскатистыми трелями. Зяблики водятся в лесостепях, лесах, парках и садах. Они устраивают гнезда на низких деревьях. Взрослые особи питаются семенами, дождевыми червями и гусеницами. На зиму зяблики перелетают огромными стаями в Южную Европу и на Кавказ. Некоторые особи предпочитают просто переселиться в более южные регионы. Прилет приходится на начало апреля, а спустя месяц, птицы приступают к откладке яиц.

Иволга

Певчая птица яркого окраса, обитающая в Центральной Европе. Она селится в смешанных лесах, рощах и лесопарках. Иволга старается быть неприметной, поэтому сооружает гнезда в кронах деревьев. Гнездо из стеблей, лыка и растительных волокон напоминает корзинку. Иволга осторожна, она старается не слетать с веток. Взрослые особи питаются улитками, жуками, гусеницами. Птица считается ценной для лесного хозяйства. В летнее время иволга клюет плоды черемухи, тутовника и различные ягоды. В августе пернатые перелетают на зимовку в Африку и Индию. Возвращается иволга на обжитые места лишь в мае, когда воздух хорошо прогреется.

Конек лесной

Естественной средой обитания этих птиц являются поля, разреженные леса, опушки и зарастающие вырубки. Конек вьет гнезда на земле, в неглубоких ямках. На поверхности пернатые передвигаются бегом. Источником питания служат насекомые, нередко птица подбирает семена с земли. В теплые края коньки передвигаются небольшими стаями или поодиночке. Птицы покидают места обитания не позднее начала октября. Они мигрируют в Африку и Индию. Конек возвращается с зимних квартир в начале апреля и сразу находит пару для гнездования.

Кукушка обыкновенная

Птица серого окраса по размерам немного мельче голубя. Пожалуй, нет человека, который бы не слышал трели кукушки. Пернатые встречаются по всей стране, от до . Кукушки являются полигамными птицами. Самка подкладывает яйца в гнезда мелких воробьиных видов. Подросший кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов, но "родители" продолжают его кормить. Взрослые особи подвижны и прожорливы. Целый день они поедают гусениц, слизней, стрекоз и кузнечиков. Кукушки совершают перелеты на зимовье поодиночке. Старшие поколения вылетают раньше. С обжитых мест они исчезают к концу августа. Птицы зимуют в Африке, Аравии и .

Ласточка городская

У птицы черное оперение на спине и белое - на брюхе. На хвосте есть треугольное окончание. Ласточка городская, или воронок, не приспособлена к ходьбе. Их жизнь проходит в полете. Птицы на лету ловят насекомых и даже пьют воду. Ласточка обитает в населенных пунктах по всей территории Европы. Она вьет гнезда из глины и земли на каменных зданиях. Пернатые прилетают в середине весны и занимают прошлогодние гнезда. Отлет в Африку приходится на середину сентября.

Малиновка

Ближайшими родственниками птицы являются соловьи. Малиновка известна звонким и мелодичным голосом. Эти пернатые обитают в ольшаниках, ельниках и лесопарках. Источником питания являются , в теплое время они едят ягоды. Гнездится малиновка на земле. Птицы перелетают на юг Европы поодиночке. Пернатые возвращаются в апреле и сразу начинают вить гнезда.

Пеночка-теньковка

Вид обитают на опушках, в лесопарках, зарослях травы. Ареал распространен по всей территории страны. Этот вид пеночек вьет гнезда не только на земле, но и в гуще подлеска. Они питаются цикадами, тлей, мелкими бабочками и куколками гусениц. Пеночки-теньковки зимуют в .

Скворец обыкновенный

Скворец распространен от до полупустынь. Миграции наблюдаются у птиц из восточных частей ареала. Основная масса скворцов гнездится в населенных пунктах, используя специально построенные домики. В дикой природе птицы устраивают гнезда в дуплах деревьев. Питание состоит из беспозвоночных. Скворцы зимуют в тропиках Африки и Азии.

Славка-черноголовка

Птица распространена в европейской части России. Ее ареалом является . Гнездится славка преимущественно на молодых елочках, можжевельнике и малине. Пернатые кормятся насекомыми и их личинками, незначительную долю рациона составляют ягоды и семена. Отлет в Африку приходится на сентябрь, некоторые особи улетают только в октябре. Славка-черноголовка возвращается в середине мая.

Соловей обыкновенный

Вид распространен в Европе и Сибири. Ареал - светлые леса, поймы рек и городские парки. Соловей вьет гнезда у корней кустарников и в куче осенних листьев. В период размножения рацион птиц состоит из насекомых и беспозвоночных. В разгар лета соловей питается ягодами, орехами и семенами. Зимовка проходит в Восточной Африке. Птицы возвращаются на прежние места в начале июня.

Трясогузка белая

Окраска птицы серо-белая, длинный хвост периодически покачивается. Трясогузка распространена по всей Евразии. Она обитает по берегам рек, на опушках, в сельскохозяйственных угодьях. Гнезда часто находят в жилой зоне, скверах и парках. Птица хорошо перемещается по земле. Основной пищей являются , комары, стрекозы, мухи и бабочки. В южных районах России трясогузка ведет оседлый образ жизни. Отлет в Средиземноморье приходится на начало сентября. Иногда пернатые возвращаются на места гнездовий, чтобы запомнить их. Птицы прилетают в марте, когда реки вскрываются ото льда.

Чибис

Небольшая птица из семейства Ржанковых распространенная в Европе. Спинка чибиса окрашена в черный цвет, отливающий металлическим блеском. На голове есть хохолок из длинных перьев. Птицы предпочитают открытые пространства, поэтому селятся на лугах, пастбищах и в долинах рек. Они обустраивают гнезда в углублениях на земле. Чибису трудно уберечь потомство от , в защите гнезда принимают участия оба партнера. В случае разорения кладки, пара приступает ко второй попытке. Пернатые объединяются в стаи для поиска пищи. В рацион входят личинки, дождевые черви и улитки. В конце лета чибисы сбиваются в стаи и отправляются на зимовку в Индию, Китай и Японию. В места гнездования птицы возвращаются ранней весной, когда везде лежит снег. Они переселяются как парами, так и группами.

Согласно статистическим данным, на территории России более 60 видов птиц, улетающих на зимовку в теплые края. Сезонные миграции являются прерогативой всех перелетных птиц без исключения. Переселения совершаются как на дальние, так и на довольно близкие расстояния. Чтобы понять, какие виды пернатых являются перелетными, необходимо уяснить, что их миграции зависят от того, чем они, собственно говоря, . Больше всего в природе насекомоядных птиц. Баланс им составляют плотоядные и зерноядные птицы.

С наступлением холодов все насекомые, которыми с удовольствием лакомятся многие птицы, исчезают. В связи с этим пернатым приходится улетать туда, где никогда не бывает снега, где обилие вкусных насекомых не заканчивается круглый год. К таким перелетным птицам относятся зарянки, зяблики, и, конечно же, «весенние вестницы» - ласточки.

Ласточки питаются довольно крупными насекомыми, среди которых стрекозы и майские жуки. Они вылавливают их на лету. Зимуют они на средиземноморском побережье. Любопытно, что некоторые из них вообще летят в жаркую Африку. Поэтому зимой в России ласточек встретить просто невозможно.

Зимой замерзают реки и озера, что представляет большую угрозу, например, для плотоядных цапель, питающихся лягушками и рыбой. Им тоже приходится покидать родные края. Страдают и «вегетарианцы», питающиеся травами и семенами, поскольку зимой все это покрыто белым полотном снега. Одними из самых известных «травоядных» перелетных птиц являются теплолюбивые журавли.

Если внимательно наблюдать за журавлями, то можно заметить, что уже в сентябре они готовятся к отлету. В это относительно раннее для переселения время они уже собираются в стаи. Журавли покидают родные края до самой весны, прощаясь с людьми своим красивым гортанным криком. Для полной объективности стоит отметить, что улетают не все виды журавлей. Это делают лишь те, кто вынужден гнездиться и размножаться в северных районах России.

Кто остается зимовать?

Зимовать остаются лишь те птицы, которые сумели «найти общий язык» с человеком. Их называют оседлыми. Наиболее известные из них – голуби, воробьи, синицы. Дело в том, что они приспособились питаться отходами, найденными на свалках и в мусорных баках. Кроме того, человек подкармливает их, прибегая к помощи специальных кормушек.

Птичий «компас»

Учеными доказано, что перелетные птицы прекрасно ориентируются в географии своих переселений. Они могут чувствовать не только широту, но и долготу, ориентируясь по солнцу и звездам. Это одна из версий данного птичьего феномена.

По другой версии, перелетные птицы возвращаются в места своих постоянных гнездовий, ориентируясь на магнитное поле Земли. В журнале Nature на эту тему была опубликована соответствующая статья. Кроме того, это было документально подтверждено учеными-орнитологами, которые окольцовывали перелетных птиц, а затем наблюдали их в одних и тех же местах в течение нескольких лет подряд.

Однако, несмотря на это, до сих пор среди орнитологов и исследователей нет единого мнения о работе так называемого птичьего «компаса».

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник — беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник — дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда — Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг — изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Рис. 2. Маска сороки.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Среда — оформление альбома: «Зимующие птицы».

Четверг — оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

— ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

Пятница — оформление плаката «Зимующие птицы».

3 неделя.

Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник — беседа«Трудно птицам зимовать».

Вторник — заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Среда — рисование «Моя любимая птичка».

Пятница — чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

— заготовка корма для птиц;

— подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Понедельник оформление ширмы «Зимующие птицы».

2 неделя.

Консультации «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

— созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц» .

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Рис. 6. Модель кормушки.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Фото 3. Угощение для птиц.

Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой — он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли. А пока мы отдохнём, викторину проведём и споём!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

Фото 4. Торт для птиц.

Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.