Какие птицы улетают на зиму, а какие остаются зимовать на родине? Зимующие птицы Кто остается зимовать.

Чаще всего мы встречаем в зимнем лесу птиц. В первую очередь, конечно дятлов.

Самый распространённый - большой пёстрый дятел. Именно его стук мы слышим - дятел долбит шишки и достаёт семена - свою основную пищу зимой. Самцы и самки легко различаются, у самца на голове красная "шапочка", у самки её нет.

Гораздо реже можно увидеть желну, или чёрного дятла. Это самый крупный дятел в наших лесах, размером примерно с ворону. Достаёт из-под коры, из подгнивших деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинок, куколок. Самцы отличаются от самок красной "шапкой" во всю голову, у самок она совсем маленькая.

Малый пёстрый дятел, размером с воробья, встречается там, где много трухлявых берёз. Насекомоядный, но, при случае, не брезгует и семенами, подкармливается на кормушках. Как и у большого пёстрого дятла, у самки "шапочки" нет.

Синицы - самая известная и многочисленная группа птиц, остающаяся у нас зимовать. Большая синица зимой держится поближе к человеческому жилью, но в лесах тоже встречается. Остальные виды синиц предпочитают лес, только отдельные особи обитают возле деревень и посёлков. Стайки синиц, часто смешанные, состоят из нескольких видов, иногда сопровождают дятлов и поползней. Бывает, что с синицами кочуют по лесу и пищухи. Все они питаются в основном насекомыми, добывая их из-под коры, при случае кормятся и семенами. Обычные посетители кормушек.

Самый крупный вид синиц - большая синица.

Лазоревка - маленькая, аккуратная, очень бойкая синичка.

Есть ещё белая лазоревка, или князёк, но она встречается крайне редко.

Буроголовая гаичка - пухляк.

Хохлатая синица - гренадёрка.

На лесных опушках, в поймах ручьёв и рек, можно увидеть симпатичных мелких длиннохвостых синичек - ополовничков.

Поползень - яркая, бойкая птица. Ловко ползает по стволам вверх и вниз.

Пищуха, тоже большая мастерица лазать по стволам деревьев.

Врановые - круные всеядные птицы. Из них выделяется своим размером ворон. В отличие от серой вороны, зимой встречается у нас только в лесах. Его гортанный, своеобразный голос можно услышать издали.

Сойка - яркая, в отличие от остальных, чёрно-белых врановых. Голос резкий, скрипучий.

Серых ворон зимой в лесу мало, они предпочитают в это время года кормиться рядом с человеческим жильём.

Сороку, как и серую ворону, знают все, она предпочитает держаться на окраинах леса и поближе к жилью.

Вьюрковым птичкам кормиться зимой легче: семена, почки. В отличие от синиц и врановых, пол которых почти не различить, самцы и самочки вьюрковых хорошо отличаются по внешнему виду. Самцы выделяются яркой, можно сказать тропической окраской, самочки гораздо скромнее. Эта разница хорошо видна на примере снегирей.

Стайки чечёток кормятся в березняках, на опушках.

Довольно редкая птичка - щур, малиновый самец и скромно окрашенная самка.

Среди этих птиц есть особенная - клёст, за яркую окраску и загнутый клюв он получил название "северный попугай". У нас их несколько видов: еловик, сосновик, белокрылый. Чаще всех встречается еловик. Эти удивительные птицы уже в январе - феврале вьют гнёзда и откладывают яйца. Они выращивают своих птенцов зимой. Именно в это время лес изобилует их кормом, семенами ели. В марте, когда начинает пригревать солнышко, шишки хвойных раскрываются и рассеивают свои семена. Поэтому клестам приходится торопиться.

Когда вы отправитесь на лыжную прогулку, возможно, встретите кого-нибудь из птиц, показанных в этом посте.

Чаще всего мы встречаем в зимнем лесу птиц. В первую очередь, конечно дятлов.

Самый распространённый - большой пёстрый дятел. Именно его стук мы слышим - дятел долбит шишки и достаёт семена - свою основную пищу зимой. Самцы и самки легко различаются, у самца на голове красная "шапочка", у самки её нет.

Гораздо реже можно увидеть желну, или чёрного дятла. Это самый крупный дятел в наших лесах, размером примерно с ворону. Достаёт из-под коры, из подгнивших деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинок, куколок. Самцы отличаются от самок красной "шапкой" во всю голову, у самок она совсем маленькая.

Малый пёстрый дятел, размером с воробья, встречается там, где много трухлявых берёз. Насекомоядный, но, при случае, не брезгует и семенами, подкармливается на кормушках. Как и у большого пёстрого дятла, у самки "шапочки" нет.

Синицы - самая известная и многочисленная группа птиц, остающаяся у нас зимовать. Большая синица зимой держится поближе к человеческому жилью, но в лесах тоже встречается. Остальные виды синиц предпочитают лес, только отдельные особи обитают возле деревень и посёлков. Стайки синиц, часто смешанные, состоят из нескольких видов, иногда сопровождают дятлов и поползней. Бывает, что с синицами кочуют по лесу и пищухи. Все они питаются в основном насекомыми, добывая их из-под коры, при случае кормятся и семенами. Обычные посетители кормушек.

Самый крупный вид синиц - большая синица.

Лазоревка - маленькая, аккуратная, очень бойкая синичка.

Есть ещё белая лазоревка, или князёк, но она встречается крайне редко.

Буроголовая гаичка - пухляк.

Хохлатая синица - гренадёрка.

На лесных опушках, в поймах ручьёв и рек, можно увидеть симпатичных мелких длиннохвостых синичек - ополовничков.

Поползень - яркая, бойкая птица. Ловко ползает по стволам вверх и вниз.

Пищуха, тоже большая мастерица лазать по стволам деревьев.

Врановые - круные всеядные птицы. Из них выделяется своим размером ворон. В отличие от серой вороны, зимой встречается у нас только в лесах. Его гортанный, своеобразный голос можно услышать издали.

Сойка - яркая, в отличие от остальных, чёрно-белых врановых. Голос резкий, скрипучий.

Серых ворон зимой в лесу мало, они предпочитают в это время года кормиться рядом с человеческим жильём.

Сороку, как и серую ворону, знают все, она предпочитает держаться на окраинах леса и поближе к жилью.

Вьюрковым птичкам кормиться зимой легче: семена, почки. В отличие от синиц и врановых, пол которых почти не различить, самцы и самочки вьюрковых хорошо отличаются по внешнему виду. Самцы выделяются яркой, можно сказать тропической окраской, самочки гораздо скромнее. Эта разница хорошо видна на примере снегирей.

Стайки чечёток кормятся в березняках, на опушках.

Довольно редкая птичка - щур, малиновый самец и скромно окрашенная самка.

Среди этих птиц есть особенная - клёст, за яркую окраску и загнутый клюв он получил название "северный попугай". У нас их несколько видов: еловик, сосновик, белокрылый. Чаще всех встречается еловик. Эти удивительные птицы уже в январе - феврале вьют гнёзда и откладывают яйца. Они выращивают своих птенцов зимой. Именно в это время лес изобилует их кормом, семенами ели. В марте, когда начинает пригревать солнышко, шишки хвойных раскрываются и рассеивают свои семена. Поэтому клестам приходится торопиться.

Ещё одна группа птиц, остающихся у нас зимой - куриные. Их встречаем гораздо реже, это промысловые виды, птицы крайне осторожны. Основной корм в это время года: хвоя, почки. Самцы отличаются яркой окраской, самки пёстренькие.

Здравствуйте, дорогие ребята! Рубрика «Проекты» продолжает свою работу для детей и родителей, помогая в поиске необходимой для уроков информации. Сегодняшняя тема – перелётные и зимующие птицы. Будем говорить, зачем, куда и какие пернатые улетают от нас, а также почему некоторые из них не спешат покидать дом.

План урока:

Виды птиц

Всех пернатых подразделяют на три вида:

  • осёдлые – такие птахи проживают на одной территории постоянно, не меняя своё место пребывания, обычно это представители тропиков и субтропиков; в северных краях и центральной части России это те городские птицы, которые привыкли жить поблизости с человеком,
  • кочующие – они постоянно куда-нибудь переселяются, причём независимо от погоды и времени года, перелетают с одного местечка в другое, но в пределах своей территории обитания, делают они это, чтобы найти побольше корма,
  • перелётные – эти при смене времён года регулярно совершают продолжительные перелёты с севера на юг и обратно, к ним относится большинство проживающих в северном и умеренном поясах.

Перелётных птах зимой вы не увидите, они улетают и возвращаются к нам при наступлении тепла. А вот осёдлые и кочующие – зимующие, они на протяжении всего холодного времени года будут неподалёку с нами.

Кто и зачем улетает со своей родины?

Среди перелётных птиц – ласточки, дикие гуси, скворцы, грачи и многие другие. При наступлении холодов они улетают туда, где тепло, возвращаясь обратно на свои родные места, которые оставили осенью.

Зачем птицы покидают родные края?

Среди основных причин – это холод и отсутствие еды. Зимнее время не так страшно для них, как недостаток пищи. Пернатые – существа теплокровные, их средняя температура тела составляет около 41 градуса. Кроме того, предотвратить переохлаждение помогает пух под оперением. Поэтому сохранять свою жизнедеятельность суровой зимой они способны,чего не скажешь про их активность без достаточного количества корма.

Чем питаются птицы летом?

В основном насекомыми. Вся их живая добыча – жучки да червячки — с холодами либо умирают, либо ложатся спать, прячась глубоко в землю. Потому те, у кого в меню нет зерна или корешков от растений, вынуждены лететь в тёплые страны, где много насекомых.

Среди жителей лесов и населённых пунктов половина пернатых – перелётные. Почти все, что живут на болотах и водоёмах, улетают туда, где потеплее. Так, аисты и цапли собираются в долгую дорогу, когда замерзают пруды и речки. Из-подо льда трудно достать лягушек и рыбок, а мелкие грызуны давно попрятались по своим норкам.

Знаете ли вы?! Самым последним из всех улетает грач. Но он в числе первых, кто возвращается с зимовки в родные края, где-то в промежутке между 4 и 23 марта. Поэтому есть выражение: «Грачи весну открыли». После них следом прилетают домой скворцы и жаворонки.


Откуда птицам знать, когда и куда лететь?

При наступлении осени перелётные птицы собираются стаями, устраивая тренировки, чтобы потом на протяжении нескольких часов лететь, преодолевая громадные расстояния, при этом не сбиваясь с курса. Как они это делают?

Перелётные пернатые могут определять дорогу без компаса. Учёные доказали, что они абсолютно точно определяют своё географическое месторасположение, перелетая каждый год на дальние расстояния, отлично ориентируясь во времени и пространстве.

  • Орнитологи считают, что ориентиром для них может служить солнце в полдень над горизонтом.
  • Некоторые специалисты уверены, что для своего пути пернатые используют магнитные линии, окружающие Землю, которые расположены в направлении от северного к южному полюсу.
  • Ещё существует версия, что птицы умеют пользоваться звёздами, определяя своё местоположение по созвездиям.

Как бы то ни было, уже было проведено много экспериментов, когда птиц увозили на большие расстояния, а они раз за разом возвращались в свои родные гнёзда.

Многие готовятся к перелёту заранее, когда ещё тепло. Заложенный природой инстинкт как колокольчик даёт им приказ лететь на юг, чтобы пережить зиму и вернуться обратно для вывода птенцов. Учёные называют это миграционным импульсом, который служит стартом для перелёта. Также пусковым механизмом, призывающим к полёту, является изменившаяся долгота дня. К началу осени световой день становится короче.

Некоторые виды при перелёте развивают скорость до 100 километров в час, поднимаясь в высоту на 3 тысячи метров. Птичьи путешествия связаны с трудностями и опасностями. Чем меньше размером птаха, тем короче её путь за один перелёт. Птицы способны не останавливаться по 80 часов и больше! Они прерывают полёт, чтобы набраться сил и покормиться, поэтому дальние перелёты могут длиться до трёх месяцев.

Знаете ли вы?! Перелётная птица кукушка улетает в Африку. Но в отличие от других пернатых, в стаях этих птиц никто ещё не наблюдал. Они странным образом исчезают по осени, причём старшие раньше, нежели молодые поколения. А летят они обычно ночами и, наверное, в одиночку.


В какие страны летят перелётные птицы?

Многие из них любят Африку. Туда прилетают пернатые даже из Арктики и Сибири. Большинство водоплавающих, например, утки и лебеди, зимуют в западной Европе. Из России дрозды и скворцы перемещаются на французский или испанский юг, а вот журавли – любители берегов реки под названием Нил. Среди марафонцев на дальние расстояния – ветреники из Восточной Сибири. Они облюбовали для зимовки берега Новой Зеландии.

Однако есть среди перелётных птиц патриоты, которые перемещаются в пределах нашей страны поближе к тёплому отечественному югу. Среди них серая ворона и чёрный грач.

Знаете ли вы?! Некоторые виды уток под названием «кряква» по пути к месту зимовки пересекают не одну страну. Они пролетают над Белоруссией, Украиной, через Германию и Голландию, по территории Дании и Великобритании, а также по северу Италии и, в конце концов, останавливаются на западе Европы.


Кто остаётся с нами?

Многие птицы никуда не летят и остаются с нами зимовать. К ним относятся те, которые кроме насекомых, могут клевать семена, зерно, ягоды и хлебные крошки. Среди таких зимующих птах — всем известные воробьи и сороки, голуби и вороны, снегири и синицы.

Зимой в лесу можно услышать, как настойчиво стучит по стволу дятел. Он не боится холодов, а еду в виде личинок и вредных для дерева насекомых добывает из-под коры. Помимо того, что это санитар леса, он ещё делает доброе дело для других птиц и мелких зверушек, выдалбливая дупла — домики, в которых потом селятся новые жильцы.

Не покидает свой край и глухарь, ведь у него в зимнем лесу полно еды – он питается сосновой хвоёй.

Не останутся голодными тетерева и рябчики, для которых пищей служат ягоды и почки можжевельника, а также ольховые серёжки.

Знаете ли вы?! Клёст не только хорошо чувствует себя зимой, питаясь еловыми орешками из шишек. Он умудряется ещё в холода вить себе гнёзда и заводить потомство.

Как бы зимующие птицы не были приспособлены к зиме, наша с вами задача – им помочь выжить в холодное время. Устроить столовые для пернатых можно при помощи кормушек. Если туда каждый день насыпать зерно и хлебные крошки, птицы привыкнут к месту кормления и будут радовать вас своим появлением, прилетая на обед.

Есть даже специальный день в году, когда когда кормушку или скворечник нужно повесить обязательно. Ведь в этот день все птицы отмечают свой праздник. Когда именно он отмечается? Узнайте об этом .

Вот так вот кратко и интересно можно рассказать про пернатых друзей. А закончить проект предлагаю стихотворением в тему:

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

На этом прощаюсь с пожеланиями новых открытий.

Успехов вам в учебе!

Евгения Климкович.

В холодное время года многим птицам важно прокормиться. Но за окном много снега, и птицы не могут отыскать пищу в сугробах. Чтобы не погибнуть, пернатые улетают в тёплые края.

Зимующие и перелётные птицы: краткий конспект детям

Грач. Род вороны. На севере это перелётная птица, в южных странах – оседлая. Гнездятся грачи большими колониями. В крупных населённых пунктах грач – обычная зимующая птица.

Аист. Одна из самых известных детям перелётных птиц. Предпочитает избегать людей, живёт в лесной зоне Евразии.

Соловей. Обитает в долинах рек, в кустарниковых зарослях, очень маленькая перелётная птица, улетает на зимовку в Африку.

Воробей. Эта подвижная маленькая птичка остаётся зимовать с человеком. Воробушек очень любит хлебные крошки, но относится с осторожностью к людям, которые его подкармливают.

Синичка. Это кочующая птичка. Зависимо от сезона она может зимовать или перемещаться с места на место в поисках пищи.

Сорока. Оседлая птичка из вороновых, часто обитает близ человека.

Перелётные и зимующие птицы: картинки

Задания малышу

Найди на картинке перелётных птиц, и обведи их.

Прочитай названия пернатых. Какие из них зимуют в твоём городе?


Покажи, как сидят нахохлившиеся в мороз птички.

Птицы перелётные и зимующие: презентация




  1. Грачи любят следовать большими стаями за трактором, пашущим землю.
  2. Сорока – единственная птица (и не млекопитающее), способная узнать себя в зеркале. Для сравнения попугай не узнаёт себя в зеркале, а принимает собственное отражение за другого попугая.
  3. Перелётная птица розовая чайка, которая обитает в Гренландии и на северо-востоке Сибири, не улетает на Юг при наступлении морозов, а летит на Север. Это объясняется тем, что берег Ледовитого океана не покрывается льдом полностью, и розовые чайки могут там перезимовать, питаясь рачками и рыбой.
  4. Существуют голуби, которые не умеют летать. Эта порода называется салонный роллер.
  5. Ворон и ворона – это совершенно разные птицы, а не самец и самка. Ворон длиннее вороны примерно на 10 см.
  6. Некоторые аисты во время перелёта периодически засыпают. Уставшая птица перемещается в центр ключа, закрывает глаза и дремлет примерно 10 минут. В это время удержать высоту и направление полёта аисту помогает острый слух. Чёрный стриж тоже может засыпать во время полёта.
  7. У птиц нет потовых желёз, а температура пернатого на 8 градусов выше, чем у человека. Три четверти вдыхаемого птицами воздуха уходит на охлаждение тела. Зато зимой некоторые пернатые не мёрзнут, как человек.
  8. Пернатые летят клиньями, чтобы каждая особь смогла сохранять свою энергию. Каждый пернатый летит за соседом, попадая в воздушный поток, создаваемым крыльями предыдущей особи. Вожаку в этом случае тяжелее всего – это самая выносливая особь, летящая впереди всей стаи.
  9. Стрижи и голуби могут набрать скорость около 300 км/ч, чайки способны ускоряться примерно до 160 км/ч.
  10. Кондор – самая большая птица их тех, которые умеют летать. Он весит около 15 кг, а размах его крыльев – до трёх метров.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник — беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник — дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда — Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг — изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Рис. 2. Маска сороки.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Среда — оформление альбома: «Зимующие птицы».

Четверг — оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

— ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

Пятница — оформление плаката «Зимующие птицы».

3 неделя.

Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник — беседа«Трудно птицам зимовать».

Вторник — заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Среда — рисование «Моя любимая птичка».

Пятница — чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

— заготовка корма для птиц;

— подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Понедельник оформление ширмы «Зимующие птицы».

2 неделя.

Консультации «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

— созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц» .

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Рис. 6. Модель кормушки.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Фото 3. Угощение для птиц.

Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой — он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли. А пока мы отдохнём, викторину проведём и споём!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

Фото 4. Торт для птиц.

Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.