Перелетные птицы. Названия, описания и особенности перелетных птиц

Еще с ранних лет мы знаем, что осенью в небе начинают появляться очень много видов птиц, устремленные к югу. Но часто и дети и взрослые затрудняются ответить, что именно это за птицы. Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте выясним, на какие вообще группы делятся птицы.

Ученые все существующие виды птиц разделили на две группы. В одну вошли перелетные, а в другую зимующие. Все пернатые являются теплокровными, то есть средняя температура тела у них составляет около 41 градусов.

Очень многие также считают, что насиженные места им приходиться покидать по причине того, что зимой они могут замерзнуть. Но это является не основной причиной, просто в зимнем периоде им будет очень сложно находить себе пищу. Таким образом к зимующим можно отнести те виду птиц, которые в холодном периоде способны достать себе еду.

К этим видам относиться дятел, глухарь, синица, поползень, сойка, пищуха, рябчик, тетерева. Помимо них также на зимовку остаются и некоторые обитатели городов, которые в любое время смогут раздобыть себе еду.

Какие птицы улетают осенью?

В первую очередь осенью улетают насекомоядные виды птиц, например, трясогузка. Пока остается возможность найти семена или плоды, зерноядные еще на месте. Но как только выпадет снег, а точнее когда зерна будут скрыты под слоем снега, улетают чижи, овсянки и зяблики. А какие птицы осенью улетают последними наверное знают очень многие. Водоплавающие утки и гуси свои насиженные места начинают покидать, когда реки и пруды начинают сковываться льдинами.

Помимо этого некоторые виды птиц, как зимующие, так и перелетные, свои места обитания покидают в зависимости от погодных условий. В случаи, если год оказался урожайным, и при этом снега было мало, на зимовку может остаться снегирь, чечетка, свиристель, ореховка. Но в случаи, если кормовая обстановка является неблагоприятной, они начинают примыкать к птицам, которые собираются улетать на юг.

Птицы также делятся на перелетных и зимующих в зависимости от района проживания данных особей. Например, в северных районах в сторону юга начинают улетать даже и вороны и грачи, а их южные собратья в этом периоде остаются на месте. Черные дрозды из Центральной России на зиму улетают, а в Западной Европе они свои места обитания не покидают.

Полный список перелетных птиц

1. Серая цапля — Ardea cinerea 30. Рябинник — Turdus pilaris
2. Канюк — Buteo buteo 31. Деряба — Turdus viscivorus
3. Полевой лунь — Circus cyaneus 32. Белобровик — Turdus iliacus
4. Чеглок — Falco subbuteo 33. Певчий дрозд — Turdus philomelos
5. Пустельга — Falco tinnunculus 34. Черный дрозд — Turdus merula
6. Перепел — Coturnix coturnix 35. Луговой чекан — Saxicola rubetra
7. Коростель — Crex crex 36. Обыкновенная горихвостка — Phoenicurus phoenicurus
8. Лысуха — Fulica atra 37. Зарянка — Erithacus rubecula
9. Чибис — Vanellus vanellus 38. Обыкновенный соловей — Luscinia luscinia
10. Галстучник — Charadrius hiaticula 39. Варакушка — Luscinia svecica
11. Черныш — Tringa ochropus 40. Садовая славка — Sylvia borin
12. Вальдшнеп — Skolopax rusticola 41. Серая славка — Sylvia communis
13. Озерная чайка — Larus ridibundus 42. Славка-завирушка — Sylvia curruca
14. Речная крачка — Sterna hirundo 43. Славка-черноголовка — Sylvia atricapilla
15. Клинтух — Columbia oenas 44. Пеночка-весничка — Philloscopus trochilus
16. Обыкновенная кукушка — Cuculus canorus 45. Пеночка-теньковка — Philloscopus collibita
17. Обыкновенный козодой — Caprimulgus europaeus 46. Пеночка-трещотка — Philloscopus sibilatrix
18. Черный стриж — Apus apus 47. Зеленая пеночка — Philloscopus trochiloides
19. Вертишейка — Junx torquilla 48. Болотная камышевка — Acrocephalus palustris
20. Деревенская ласточка — Hirundo rustica 49. Садовая камышевка — Acrocephalus dumetorum
21. Городская ласточка — Delichon urbica 50. Камышевка-барсучок — Acrocephalus schoenobaenus
22. Береговушка — Riparia riparia 51. Обыкновенный сверчок — Locustella naevia
23. Полевой жаворонок — Alauda arvensis 52. Речной сверчок — Locustella fluviatilis
24. Лесной конек — Anthus trivialis 53. Серая мухоловка — Muscicapa striata
25. Белая трясогузка — Motacilla alba 54. Мухоловка-пеструшка — Ficedula hypoleuca
26. Обыкновенный жулан — Lanius collurio 55. Малая мухоловка — Ficedula parva
27. Обыкновенная иволга Oreolus oreolus 56. Зяблик — Fringila coelebs
28. Крапивник — Troglodytes troglodytes 57. Обыкновенная чечевица — Carpodacus erythrinus
29. Лесная завирушка — Prunella modularis 58. Камышовая овсянка — Emberiza schoeniculus

Окружающий мир уникален, есть жизнь не только на земле, но и в воде, и даже в воздухе. Современный ребенок, который вырос в урбанизированном обществе и достиг старшего дошкольного возраста, должен знать не только предметы, окружающие его, но и живую природу родного края .

Перелетные птицы – кто они?

Сложно рассказать ребенку о том, чего он сам не видел. Именно поэтому стоит тщательно подготовиться к рассказу о перелетных птицах. Прежде всего, необходимо найти тематические картинки с изображением не только перелетных птиц, но и зимующих, поискать в интернете звуки, которые они издают, их пение.

Попробуйте на одном ватмане собрать представителей перелетных птиц, а на другом - зимующих, только каждое изображение должно быть подписано.

Например, к перелетным птицам можно отнести:

  • зяблика,
  • трясогузку,
  • певчего дрозда,
  • горихвостку,
  • пеночку-теньковку,
  • ласточку,
  • лесного конька,
  • малиновку,
  • чибиса,
  • жаворонка,
  • иволгу.

А к зимующим:

  • воробьев,
  • ворон,
  • синиц,
  • снегирей,
  • голубей,
  • дятлов,
  • сорок.

Так, ребенок не только пополнит словарный запас новыми названиями птиц, но и образами.

Для закрепления знаний, можно сделать дополнительный ватман с изображениями пернатых, где и перелетные и зимующие птицы будут вместе. После того, как малыш познакомится со всеми птицами, пусть он сам расскажет, где какая птица, и как она называется.

Проводите беседу в виде диалога. Например, спросите: "Синица перелетная птица или нет? Где и когда ты видел эту птицу?" Вспомните вместе, каких птиц видели раньше, и почему некоторых тяжело увидеть днем.

Летят перелетные птицы…

Интересно будет детям узнать и причины отлета птиц. Расскажите о том, что птицы, которые живут в поле, на болотах и водоемах, улетают на зимовку, потому что водоемы замерзают, и они не могут пропитаться, ведь лягушек и рыбы им не достать, также и в поле все грызуны прячутся глубоко в норы. Пернатые, что живут в лесу, зимой больше не могут найти насекомых, которые в студеную пору впадают в глубокий сон или умирают.

Расскажите ребенку интересные факты о птицах. Например, о том, что птицы летят в дальние страны на зимовку в виде фигур:

  • прямым фронтом,
  • скученной стаей,
  • косяком,
  • клином.

Полет клином или другой фигурой имеет причину. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Рассекая воздух и создавая мощный поток воздуха, лидер группы помогает слабым в полете, также он показывает дорогу.

Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы окончательно не выбиться из сил и не свернуть с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие. Не поленитесь и покажите картинки полета птиц, а затем видео. Малышу понравится проводить логические цепочки и впитывать новые знания.

Летящие птицы - видео

Ребенку постарше можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид птиц по-разному ведет себя перед полетом.

Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более красноречив, чем представители СМИ. С его помощью птица знает, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Не только птица готовится, но и ее организм. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.

Где живут перелетные птицы?

Не забудьте рассказать ребенку о том, где живут птицы. Скворечники, гнезда из веточек на деревьях, из глины и веточек под крышами жилых домов, а также клетки – все это квартиры пернатых. На улице легко увидеть эти домики и показать наглядно ребенку. Юному натуралисту будет интересно не только увидеть, но и самому сделать скворечник.

Есть возможность отметить вместе с детьми Всемирный день перелетных птиц, который проходит 8-9 мая. Устройте пикник на природе, возьмите с собой заготовленные скворечники и повесьте их на деревья. Расскажите, какие птицы могут выбрать этот домик для себя и своих птенцов. Среди них могут быть не только скворцы, но и воробьи, синицы, птицы, которым по размеру подойдет дом. В следующий раз, когда вы вместе навестите это место, там уже будут слышны голоса птиц.

Книги о птицах

Сейчас можно найти множество книг со сказками, стихами, загадками о перелетных птицах.

Вот небольшой перечень детских писателей, поэтов, которые писали о летунах:

  • Михаил Пришвин,
  • Корней Чуковский,
  • Виталий Бианки,
  • Дмитрий Кедрин,
  • Апполон Майков,
  • Борис Пастернак,
  • Иван Тургенев.

Ребенку будет интересно послушать интересные стихи и рассказы о птицах. Выучите какое-нибудь стихотворение вместе с ребенком. Это поможет ему не только улучшить память, но и надолго запомнить ваш рассказ.

Почему перелетные птицы возвращаются?

Ответьте более широко на вопрос ребенка, почему после зимовки пернатые возвращаются на родину. Ведь ответ, в самом деле, прост: в теплых странах не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы птиц. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.

Заинтересовав ребенка, можно посеять семя любознательности и пытливости, что, несомненно, поможет крохе учиться на отлично и узнавать каждый день что-то новое.

Видеоурок «Перелётные птицы»

Этим летом я первый раз услышала, как поет соловей: проснулась утром на даче от заливистых трелей. Какая прелесть! Весь день ходила в прекрасном настроении. Может, конечно, я и раньше слышала соловья, но не обращала внимания. Хотя в городе их услышать сложно - селятся они там крайне редко, а зимой их и вовсе не увидишь, соловьи относятся к перелетным птицам.

Какие птицы улетают в теплые края

К сожалению, зимой птичек у нас становится гораздо меньше, не все они в состоянии вынести похолодание, да и прокормиться в это время года многим труднее. Вообще птиц делят на:

  • оседлых;
  • кочующих;
  • перелетных.

Перелетные птицы не все сразу покидают родные края. Первыми улетают пернатые, кормом которым служат насекомые. Например, соловьи, стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки, щеглы. Когда невозможно найти уже и растительной пищи, на юг отправляются: перепелка, трясогузка, чиж, скворец, иволга, зяблик. А последними улетают водоплавающие птицы, застывшие водоемы заставляют их покидать обжитые места.


Если пернатые не торопятся улетать, значит, осень будет теплая, но почувствовав приближение холодных дней, они быстренько пускаются в путь.

Куда летят перелетные птицы

Улетают пернатые в края, где погодные условия не сильно отличаются от их родных мест, так им легче прокормиться. Некоторые, например, полярная крачка, преодолевают при этом расстояния в десятки тысяч километров.

До сих пор ученые не могут однозначно ответить на вопрос: как птицы ориентируются в воздухе. Получается, что эта информация сохраняется у них на генетическом уровне. Но не только инстинкты помогают птицам ориентироваться в полете. Чтобы не сбиться с дороги они используют небесные светила, магнитное поле Земли, воздушные потоки.

Недавно вычитала, что мигрируют даже птицы, которые не умеют летать.


Например, императорские пингвины. С похолоданием и наступлением полярной ночи они плывут в Индийский океан. Считается, что их заставляет это делать не только суровая зима, но и темнота: там их подстерегает больше опасностей.

Организация: МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 34

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия: 30 минут.

Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

Активизировать словарь: зимующие, перелетные.

Художественно-эстетическое развитие:

Упражнять в раскрашивании, не выходя за контур.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

Организационный момент: (1 мин)

Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Маланья». По ходу игры все дети становятся в круг.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8 мин)

А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

Молодцы, правильно догадались.

Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков. (Фото № 2)

Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации (1 мин)

Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

У меня есть магнит. (Показываю детям).

Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

Давайте попробуем.

V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. (Фото № 1)

А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

Поиграем?

Дидактическая игра «назови ласково».

Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

Воробей. Дети: - Воробышек.

Синица. Дети: - Синичка.

Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

Молодцы!

А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Какие звуки вы услышали?

Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

Воробей?

Ворона – каркает.

Дятел – стучит.

Кукушка – кукует.

Сова – ухает.

Сорока – стрекочет.

Соловей – поет.

Голубь – воркует.

Ласточка – щебечет.

Журавль – курлычет. И т.д.

(Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)

А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка. (1 мин)

Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка: Летели птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.

Молодцы!

Работа в командах. (2 мин)

Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

Ответы детей.

Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

Вот задание команде девочек.

А вот задание команде девочек.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. (Фото № 3)

Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Рефлексия. (3 мин)

Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.

Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.

Работа индивидуально. (Фото № 4)

Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.

А теперь

Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти.

Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят.

Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.

Список использованной методической литературы:

О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015

О.С.Ушакова «Придумай слово», Москва: Просвещение, 1996

О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Литера, 2015

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014

Хрестоматия для детей старшего возраста, Москва, 2000гО.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Москва, 2016г

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников) Сфера 2016

Интернет ресурсы.


Зимующие птицы - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю. Тех, которые улетают на юг, называют перелетные птицы. А есть ещё птицы кочующие. Кочующими называют , которые постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Кочующих птиц можно встретить и зимой, и летом. Но чаще всего мы их видим зимой. Почему? Да потому, что в поисках еды птицы зимой постоянно жмутся к человеческому жилью. Поэтому зимой можно увидеть зимующих и кочующих птиц. Их всех можно назвать зимующими.

А какие птицы остаются зимовать? Казалось бы, ответ на этот вопрос ясен. Остаются те, которые способны переносить холод. Но это совсем не главная причина. Холод способны переносить только сытые птицы. Поэтому остаются только те птицы, которые способны зимой найти себе еду. Те же, которые питаются насекомыми , не смогут зимой прокормиться. Все насекомые во время холодов исчезают. Некоторые прячутся в теплые и укромные места. Большинство насекомых просто умирают, предварительно оставив достаточный запас яиц. Вот и вынуждены птицы улетать в те края, где нет зимы и пищи вполне достаточно. Зимовать остаются только те, кто питается семенами, зёрнами, ягодами. Но и им приходится нелегко.

Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Из-за холода много тепла теряют зимние птицы. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно намного больше чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет быстро, а в темноте корма не найти. Поэтому с рассвета и до темноты птицы зимой ищут себе еду. А уж кто остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! «Сытому морозы не страшны» - так можно сказать о птицах.

И всё же в сильные морозы зимним птицам очень плохо. Особенно, когда мороз затяжной. Во многих сказках северных народов говорится: «Стояла такая стужа, что птицы замерзали на лету».

Часто в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Почему? Оказывается, они не летают в мороз, потому что птица в полете мерзнет намного быстрее. Когда птица сидит, у нее находится между перьями неподвижный воздух. Он не пропускает холод к телу птицы и задерживает тепло. В полете же со всех сторон к телу птицы устремляется морозный воздух, и она мерзнет на лету.

А еще можно увидеть в зимние морозы, как птица стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем она это делает? Птица обогревает свои ноги, попеременно поднимая их с холодной земли.

Чтобы согреться, пернатые тесно прижимаются друг к другу, прячут клювы под крыло. Сбиваются в стаи даже те птицы зимой, которые летом живут в одиночку. Так им легче перенести зиму. Нашла одна птичка корм – сразу же оповестила всех. Вот все и сыты. Стае легче заметить приближающуюся опасность. Да и согреваются птички, прижавшись друг к другу.

А как ещё птицы спасаются от холода?

Тетерева, рябчики, глухари и куропатки спасаются от холода в глубоком снегу. Вечером стая с деревьев камнями падает в сугроб и прячется в нём от ветра и мороза. А утром взлетает, чтобы снова кормиться почками и хвоей. В сильные морозы стая может весь день оставаться в снегу. Но и в сугробе птиц может подстерегать опасность, если на нём образуется твёрдый наст, и птицам не хватит сил, чтобы пробить его и выбраться наружу.

Некоторых птиц долгая зима заставляет делать солидные запасы. Так кедровка запасает кедровые орехи. Она делает в укромных местах десятки тысяч закладок орехов по 10–20 штук и помнит о них несколько месяцев! Конечно, часть запасов, разворовывают другие обитатели тайги от бурундуков до медведей, иногда забытые «клады» прорастают, дают начало новым рощам сибирской сосны.

Есть птица, которая настолько приспособилась к условиям зимы, что даже выводит зимой птенцов. Это клёст. В нашей стране обитает клёст-еловик. Эти птицы питаются семенами из шишек хвойных деревьев, ловко извлекая их из шишек скрещённым клювом. В январе-феврале они начинают вить тёплые двухслойные гнёзда. Сидящей на гнезде самке пищу приносит самец, она высиживает яйца чуть больше двух недель, а потом ещё родители три недели кормят птенцов.

Шумно перелетают с одного дерева или мелкоплодной яблони на другое стайки ярких снегирей и свиристелей. На снегу поддеревьями остается множество расклёванных ягод. Перезревшие ягоды во время оттепели могут забродить, тогда птицы, наевшись их, ведут себя как пьяные. Они теряют ориентацию, бьются о стены и падают.

Птицам зимой нужно помогать, делать для них кормушки и регулярно насыпать туда корм.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Пословицы и поговорки о зимних птицах

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз.

Стихи о зимующих птицах

Стихи про Ворону

Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Серая ворона!

Стихи про Воробья

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью -

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень -

Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!

Стихи про Сороку

Прилетела к нам сорока

Белогруда, белобока,

Потрещала, поскакала,

Грядку рыхлую примяла,

Клювом кое-где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом пёрышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

Стихи про свиристелей

За окном метут метели,

Но случается порой -

Прилетают свиристели

Ягод поклевать весной.

Куст боярышника гнётся

От напора птичьих стай.

Звон серебряный несётся,

Славя стылый урожай.

На рябину пересели,

Алых ягод напились,

И в морозный воздух трели

Тонким эхом понеслись.

Стихи про Снегиря

Снегири - смешная птица,

Зиму вовсе не боится,

В зиму в гости прилетает,

Холодов не замечает.

Эта с красной грудкой птица,

Леса зимнего певица.

Лес ей в зиму славный дом,

Снегири там ищут корм.

Птица малая размером,

Может многим стать примером:

Как в лесу холодном жить,

Жить и вовсе не тужить.

Стайкой снегири летают,

Дары леса собирают:

Сухие семена цветов,

И ягодки лесных кустов.

Их стайки красногрудых в ряд,

Для леса будто бы парад.

Частенько стайки снегирей,

Влетают в города людей.

Рябину зимнюю съедают,

Весну все вместе поджидают.